Впервые Кавказская Албания упоминается как вассал Великой Армении. Это был союз из 26 племен.
Христианство стало государственной религией Албании в начале IV в., когда царь Урнайр был крещён в Великой Армении, просветителем этой страны стал Григор Лусаворич. Григорий назначил епископом Албании и Иберии своего 15-летнего внука, Григориса. Албанская церковь находилась в каноническом единстве с Армянской церковью. Глава Албанской церкви рукополагался католикосом ААЦ. Церкви для них строили армяне, через века разрушили кочевые закавказские татары (сегодняшние азербайджанцы). Армянский язык был богослужебным языком для албан. Литературный албанский язык и тем более албанский общенародный язык койне так и не создались. Название Албания (Агван/Алуанк) происходит от армянского названия «Алванк/Агван», которое носил легендарный родоначальник рода Сисака, которому при распределении северных стран «выпала в наследство Албанская равнина с её горной частью, начиная от реки Ерасх (Аракс) до крепости, называемой Хнаракерт и … страна эта по кротости нрава Сисака названа Алванк, так как ему самому название было Алу». (Мовсес Хоренаци). Это же объяснение повторяет и армянский историк VII в. Мовсес Каганкатваци; он приводит и имя этого представителя из рода Сисакан — Аран, «который наследовал поля и горы Алванк». Отсюда впоследствии иранцы заимствовали название "Арран".
Албанская письменность создана великим лингвистом, просветителем, миссионером, переводчиком Библии, теологом, представителем патристики, святой Армянской Апостольской Церкви и Армянской Католической Церкви Месропом Маштоцем в начале V в. Впрочем, армянский язык — язык двора и церкви — мало-помалу вытеснил собственно албанский в литературе. Вскоре была составлена «История страны Алаунк», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци. Этот памятник содержит также уникальный образец армянской поэзии— элегия-плач, сочинённый армянским поэтом-лириком 7 в. Давтаком Кертогом на гибель Джеваншира (акростих на 36 букв армянского алфавита).
В дальнейшем все правители Закавказья, как Албании так и Иберии, находились под сюзеренитетом Армянского царства Багратидов.
Как и в Армении, "албанское" духовенство использовало исключительно армянские церковные термины для канцелярской иерархии (Католикос / կաթողիկոս, вардапет / վարդապետ, sargavag / սարգավագ, и т.д.). Большинство, если не все топонимы, найденные в «Истории страны Алаунк», - это не только имена большинства городов, деревень, гор и рек, которые морфологически однозначно армянские , но точно такие же топонимы были и до сих пор находятся в других частях исторической Армении. Они включают в себя корневой Kert ("город") для городов (арм.: կերտ, например Дастакерт, Hnarakert - сравните с Тигранакерт или современный Степанакерт- Stapanakert в Нагорном Карабахе), Шен и кан (село) для сел (Арм. շեն и կան, такие как Карашен или Dyutakan) и т.д.
Все имена большинства правителей, простолюдинов и духовенства в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каганкатваци однозначно армянские. Многие из этих имен сохранились на протяжении веков и до сих пор используются только у современных армян. К ним относятся: Вачаган (Վաչագան), Ваче (Վաչե), Бакур (Բակուր), Тагуи (Թագուհի), Вртанес (Վրթաննես), Виро (Վիրո), Вараз-Трдат (Վարազ - Տրդաթ), Марут (Մարութ) и т.д. Некоторые из этих имен могут быть переводены с армянского как обычные слова: например Тагуи-Taguhi означает "королева," a Вараз означает "дикий кабан." На самом деле, армяне по сей день используют имя Агван (Աղվան), которое непосредственно относится к Королевству Агванка.
На протяжении истории так и не сложилось единой консолидированной албанской народности. Уже в IX—X столетиях понятия «Албания» или «албанское» были, скорее, историческими. С массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XI в.) происходит тюркизация региона. Албанский этнос исчезает окончательно, память об Албании остаётся только в географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском) католикосате.
По мнению ряда специалистов, современная азербайджанская историография, выполняющая прямой заказ правительства Азербайджана, занимается (примерно с середины 1950-х гг.) фальсификацией истории албан, мотивированной националистическими соображениями. В частности, неправомерно удревняется история Албанского государства, преувеличивается его сила и значение; «албанами» безосновательно объявляют целый ряд армянских писателей; им же приписывают все армянские памятники на территории Азербайджана; Албании, вопреки ясному свидетельству исторических источников, «передаются» принадлежавшие Армении территории между Курой и Араксом, включая Нагорный Карабах; албанам приписывается частично, а иногда даже полностью тюркское происхождение. Для обоснования этих идей используется прямая подтасовка и фальсификация источников.
Ararat - Place Of Creation fb page
No comments:
Post a Comment